Вы слышали что-нибудь про шуточные экономические показатели, такие как индекс оливье, индекс чарки-шкварки или индекс свидания?

Разные организации во всем мире предлагают свои занимательные индексы, с помощью которых пытаются уловить тенденции в экономике. Делать выводы об экономиках стран с помощью таких вещей, конечно, несерьезно, но забавно. Какие бывают  необычные экономические индексы?


В странах постсоветского пространства популярным стал индекс оливье. Этот классический салат мы готовим каждый год в новогодние дни из одних и тех же ингредиентов, поэтому можно сравнить, как за год изменились цены на эти продукты. 

 

Часто благосостояние белорусов пытаются измерить с помощью с помощью индекса чарки-шкварки, который складывается из цены 100 граммов бескостной свинины и 100 граммов водки. С помощью него пытаются отследить рост цен на отдельные группы продуктов, пользующихся спросом.

 

Индекс губной помады как своеобразный индикатор состояния экономики в 2001 году предложил глава одной из ведущих косметических корпораций Леонардо Лаудер. Он выдвинул предположение, что продажи косметики в периоды экономической нестабильности увеличиваются, в то время как продажи одежды и обуви падают. Если новое платье в кризис может позволить себе не каждая женщина, то порадовать себя новой губной помадой могут почти все.

 

Популярным среди таких индексов является индекс биг мака. Этот показатель придумали издатели британского журнала The Economist в 1986 году. И он понравился читателям, но не потому, что он отображает реальность, а так как это веселый способ сравнить валюты разных стран. На самом деле практической пользы от него, как и от других индексов, нет. Он не учитывает таких факторов, как спрос населения, количество импортных и местных продуктов в каждом биг маке, конкуренцию, локальную стратегию сети, местную специфику и многое другое.


Также существуют индекс кофе латте, индекс борща, индекс айпода, индекс свидания и другие.

 

Конечно, невозможно измерить происходящее в экономике страны или в мире по цене миски салата оливье или губной помады. Экономическая наука - дело серьезное, и делать выводы о благосостоянии населения по таким вещам невозможно. Эти веселые показатели создавались скорее для развлечения, поэтому не стоит к ним относиться  слишком серьезно.