Наши повседневные решения о покупках часто принимаются под воздействием маркетинговых уловок. Реклама убеждает нас купить вещи, которые нам на самом деле не нужны.
Чтобы выработать "иммунитет"к манипуляциям маркетингов, важно научиться их распознавать. Об этом поговорим в нашей статье.
Осознать и распознать. Какие уловки используют маркетологи?
О маркетинговых уловках написаны сотни публикаций. Маркетологи искусно применяют техники манипуляции, стремясь убедить нас в совершении покупок. Мы лишь выделим несколько направлений, в которых работают гуру маркетинга и продаж, чтобы завладеть умами и деньгами покупателей.
- Создание искусственной необходимости
В данном случае задача маркетолога создать иллюзию того, что конкретный продукт или услуга являются частью нашей жизни, обязательным элементом для достижения счастья. Например, в рекламе новой модели смартфона может делаться акцент на то, что без этого устройства вы пропустите все важные моменты и отстанете от ритма, в котором живут ваши близкие и друзья.
- Создание неосознаваемых потребностей
Маркетологи исследуют наши психологические и эмоциональные потребности, чтобы определить, каким образом продукт или услуга могут удовлетворить эти потребности. Они стремятся создать прочную связь между товаром и нашими внутренними желаниями. Примером может служить реклама косметического продукта, которая подчеркивает, как важно иметь безупречную кожу, чтобы чувствовать себя привлекательной и успешной.
- Формирование привычек и зависимостей
Маркетологи стремятся привлечь нас к покупкам через создание привычек и зависимостей от определенных продуктов. Например, использование программ лояльности, повторные покупки со скидкой приводит к тому, что мы становимся регулярными потребителями и, возможно, не замечаем, что на самом деле не нуждаемся в этом товаре. Например, реклама кофе может создавать привычку утреннего кофейного ритуала, чтобы мы каждый день возвращались за своей порцией этого напитка.
Как оградить себя от покупки ненужных вещей?
Маркетинговые уловки часто заставляют нас забыть о реальных потребностях и долгосрочных целях. Деньги, которые мы копили на летний отдых, могут быть растрачены в погоне за статусом или обновкой.
Вот несколько правил, которые помогут вам не поддаться на маркетинговые уловки.
Правило 1. Остерегайтесь импульсивных покупок.
Импульсивные покупки играют огромную роль в нашей потребительской культуре как в офлайн-магазинах, так и на онлайн-платформах. По данным российских исследователей, 84% покупателей делают непланированные покупки, и это происходит в 40% посещений.
Интересно, что молодежь в возрасте 18-29 лет более подвержена импульсивным покупкам, в отличие от старшего поколения. Люди старше 65 лет утверждают, что вовсе не делают таких покупок, а покупатели от 30 до 50 лет чаще покупают не для себя, а для своих детей.
В оффлайн магазинах для размещения товаров импульсного спроса чаще всего используют прикассовые зоны. В интернет-магазинах импульсивные покупки стимулируются удобством покупки, отзывами других покупателей, ограниченными акциями, рекомендациями товаров и эмоциональными откликами.
Правило 2. Анализируйте свои потребности
Часто наши покупки мотивированы желанием соответствовать трендам или совершаются под влиянием общественного мнения. Однако прежде чем делать покупку, задайте себе вопрос: "Действительно ли мне это необходимо"? Оцените, соответствует ли покупка вашим текущим потребностям и подчеркивает ли она вашу индивидуальность.
Размышление над этими вопросами поможет избежать бесполезных и ненужных покупок, которые могут быть мотивированы лишь общественным давлением или временными модными тенденциями.
Правило 3. Повышайте финансовую грамотность
Осознанное управление финансами позволяет избежать необдуманные траты. Уловки маркетологов работают не так эффективно, если вы правильно оцениваете ваши финансовые возможности, занимаетесь планированием бюджета, принимаете более взвешенные решения о покупках.
Правило 4. Исследуйте товары перед покупкой
Чтение отзывов, сравнение цен и изучение характеристик товара помогут принять осознанное решение и избежать ненужных покупок.
При выборе новой техники рекомендуется изучить различные модели, сравнить их функциональность. Это позволит определить оптимальный вариант, соответствующий вашим потребностям и бюджету.
Приведем понятный многим пример. Один из лидеров по производству смартфонов через месяц презентует очередной флагман. Несколько ваших коллег уже заявили о том, что планируют покупку в день релиза. Вам не хочется "отставать" от коллектива, и вы решаете потратить на покупку деньги, отложенные на обучение на курсах.
Осознанным потреблением такой подход не назовешь. Если вам действительно нужен новый смартфон, стоит предпочесть модель прошлого года, которая уже упала в цене, но является практически такой же функциональной и продвинутой, как флагман текущего года.
Маркетинговые технологии становятся все более продвинутыми. Именно поэтому важно быть осознанным покупателем и избегать "ловушек" маркетологов. Разобравшись в маркетинговых приемах, мы можем лучше контролировать свои финансы и делать выбор, соответствующий нашим реальным потребностям.