Как расширить возможности финансового образования посредством реализации инновационного проекта? Как интегрировать элементы финансовой грамотности в учебные предметы на разных ступенях образования? Какие финансовые компетенции должны быть развиты у учащихся разных возрастов?
На эти и другие  вопросы искали ответ участники установочного семинара "Логико-структурный подход в управлении проектной деятельностью", который прошел на базе Государственного учреждения образования "Академия последипломного образования" 22-23 июня 2016 года. В семинаре приняли участие представители 10 учреждений образования из разных регионов Республики Беларусь, которые являются потенциальными участниками инновационного проекта "Внедрение модели формирования финансовой грамотности как одной из компетенций учащихся  посредством создания информационной образовательной медиасреды".
Основной целью семинара было погружение участников в содержание инновационного проекта, определение основного и промежуточных результатов проектной деятельности, налаживание сотрудничества и эффективного взаимодействия участников инновационного проекта для последующего сетевого взаимодействия, обмена идеями, решения возникающих в процессе реализации проекта проблем и совместного нахождения оптимальных подходов к интеграции финансового образования в урочную деятельность.
В ходе семинара участники познакомились с основными направлениями педагогических инноваций, жизненным циклом проекта, выделив рамочные условия для реализации данного проекта (основные нормативные документы, регулирующие инновационную деятельность). На этапе планирования представителями учреждений образования был проведен SWOT анализ  - метод,  включающий выявление внутренних и внешних факторов, способствующих достижению цели проекта или осложняющих его. Среди сильных сторон участники выделили высокое качество кадрового потенциала, ежегодное проведение в марте Недели финансовой грамотности школьников и празднование Международного дня финансов детей и молодежи, участие в олимпиадах по финансовой грамотности. Слабыми сторонами  являются недостаточный уровень финансовой и медиа грамотности у педагогов и учащихся, непонимание некоторыми педагогами сущности инновационного проекта. Однако, реализация проекта даст возможность повысить уровень финансовой и медиа грамотности педагогов и учащихся, найти механизм для интеграции финансового образования в урочную и внеурочную деятельность, расширить ресурсную базу образовательного процесса за счет создания информационной образовательной медиасреды, ориентированной на финансовое образование педагогов и учащихся.
Важным этапом деятельности на семинаре был анализ заинтересованных в реализации инновационного проекта сторон, который позволил определить приоритеты для всех многочисленных участников. В ходе групповой работы слушатели определили представителей целевой группы (педагоги, учащиеся, родители); потенциальных партнеров и вышестоящие инстанции, среди которых отметили Министерство образования Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Беларусьбанк и другие банки, Академию последипломного образования, Национальный институт образования и другие организации. В течение сентября-октября учреждения образования запланировали проведение презентаций инновационного проекта с приглашением представителей всех заинтересованных сторон.
В процессе активной групповой работы, используя метод мозгового штурма, педагоги определили основные проблемы, связанные с формированием финансовых компетенций, как педагогов, так и учащихся:
отсутствие разработанного диагностического инструментария по определению уровня финансовой грамотности;
недостаточно разработаны методические ресурсы (медиаресурсы) по финансовой грамотности для всех категорий учащихся (разный возраст, возможности/ дети с особыми образовательными потребностями);
 не разработаны контекстные задачи - задания, ориентированные на развитие финансовых компетенций и интегрированные в содержание учебных предметов.
На данном этапе было важно соотнести цели и задачи проекта с выделенными проблемами и  запланировать мероприятия/деятельность по достижению общей цели проекта, а также по реализации промежуточных задач. В процессе планирования были определены промежуточные результаты и возможные продукты, которые могут быть получены в ходе реализации проекта. На этапе практической реализации инновационного проекта  будут разработаны и апробированы на практике задания, ориентированные на развитие финансовых компетенций и интегрированные в содержание учебных предметов на I, II, III ступени общего среднего образования. С августа 2016 года учреждения образования начнут  создавать новую информационно-образовательную медиа среду, которая будет находиться в постоянном динамическом развитии.
Ключевым вопросом семинара стал вопрос "Что такое информационно-образовательная медиа среда? В ходе практических занятий в компьютерном классе слушатели смогли познакомиться с  информационными ресурсами по финансовому образованию, включая единый интернет-портал финансовой грамотности населения, сайтом Child& Youth Finance International, сообществом "Финансовая грамотность Беларуси" в социальных сетях, а также материалами международного семинара "Модели внедрения финансового образования в национальные школьные программы, который прошел 25 мая 2016 года  в Национальном банке Республики Беларусь. Педагоги отметили  разные модели финансового образования и определились с предпочтениями по реализации данных моделей в учреждениях образования.
На семинаре педагоги смогли не только повысить уровень знаний по научно-методическому обеспечению инновационной деятельности, но и приобрести умения, позволяющие эффективно включиться в инновационный проект. Как отметили сами слушатели, весьма актуальным и продуктивным было погружение в логико-структурную модель проекта, анализ, обсуждение и принятие решений, касающихся продвижения идей проекта в образовательную практику.


Радевич Е.В., начальник центра
профессионального развития и
инновационного образования
ГУО "Академия последипломного образования"