12 февраля 2015 года на базе ГУО "Академия последипломного образования" реализован пилотный проект – Школа повышения квалификации работников учреждений образования по направлению повышения финансовой грамотности. В качестве лекторов выступили представители Национального банка.
Можно сказать, что девизом мероприятия стало высказывание "век живи – век учись", поскольку, как выяснилось, некоторые вопросы о финансовых отношениях и деньгах предстали совершенно новыми для участников, у которых за плечами диплом о высшем образовании и большой опыт работы. Освещены следующие темы:
"Система защиты белорусских рублей",
"Особенности кредитования физических лиц в Республике Беларусь",
"Кредитные истории",
"Безналичные платежи",
"Дистанционное банковское обслуживание",
"Возможности системы АИС "Расчет" и перспективы ее развития",
"Лизинг для физических лиц в Республике Беларусь".
Специалисты Национального банка осветили доступным языком для преподавателей информацию по вышеперечисленным темам, наполнив свои выступления разнообразными примерами и ситуациями, с которыми они сталкивались в процессе своей профессиональной деятельности.
Большой интерес слушателей вызвало выступление о системе защиты белорусского рубля, в ходе которого всем участникам семинара были даны образцы белорусских денег различного номинала и специальные лупы, позволявшие увидеть особые знаки защиты купюр, которые нельзя рассмотреть невооруженным глазом.
Оживленность семинару придавали дискуссии по интересующим участников вопросам. Например, по сфере денежного обращения слушатели интересовались возможностью введения в экономику нашей страны монет, а также купюры номиналом в 500 тысяч белорусских рублей. Не меньший интерес у участников вызвало различие между такими понятиями, как "казначейский билет", "банкнота" и "билет банка".
По вопросам кредитования преподаватели уточняли у специалистов полномочия Национального банка в сфере регулирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, а также причины высоких ставок кредитов у нас в стране.
Своего "пика" дискуссия достигла на теме развития системы "Расчет" в Беларуси, а в частности, низкой доступности услуг системы для пожилых людей, многие из которых не умеют пользоваться инфокиосками и не имеют доступа к сети Интернет. Для решения данной проблемы преподаватели выдвинули актуальное и полезное предложение о введении и установке в банках, школах и других организациях тренировочных инфокиосков, которые помогали бы населению практиковаться в осуществлении платежей, не опасаясь тем самым за списание собственных средств со счета.
В ходе семинара преподаватели также получили замечательную возможность узнать о структуре кредитных историй, как физических, так и юридических лиц и приобрели полезные знания об особенностях услуги лизинга для физических лиц в нашей стране.
Интересным моментом мероприятия стало проведение опроса по финансовой грамотности, в котором участникам необходимо было выполнить небольшие тестовые задания. Вопросы были ориентированы на проверку знаний об особенностях кредитования, о поручительстве по кредитам, о рефинансировании кредитов, а также о национальных валютах различных стран мира. Стоит отметить, что, несмотря на различные сферы деятельности преподавателей (география, филология, психология и др.), все они довольно успешно справились с полученными заданиями. По словам самих преподавателей, при ответе на вопросы теста они руководствовались логикой и здравым смыслом.
В завершение семинара каждый слушатель получил в подарок от Национального банка книгу "Денежная азбука", а также плакат с изображением белорусских денег "Знай свои деньги".
В завершение можно сказать, что тематический семинар по повышению уровня финансовой грамотности преподавателей прошел успешно. Хочется верить, что полученная информация была полезной и интересной для его участников и пригодится им в дальнейшем в жизни.
Данный семинар в очередной раз подтвердил необходимость проведения подобных мероприятий не только среди молодежи и детей, но и среди взрослого населения.
Ведь постигая новые знания о финансовых отношениях в любом возрасте и передавая их друг другу, мы вместе шаг за шагом прокладываем тропу к главной цели – достижение высокого уровня финансовой грамотности населения.