Сегодня злоумышленники часто звонят пользователям не по телефону, а в мессенджерах, например по Viber с поддельных аккаунтов различных банков и представляются их сотрудниками. При этом в качестве фотографии такого аккаунта используют логотип банка, а название аккаунта идентично названию банка. Злоумышленники под разными предлогами пытаются узнать у пользователей данные их банковских платежных карточек.

 

Мошенники могут рассказывать разные ”легенды“: сообщение о якобы оформленном кредите, отмена ”ошибочно“ выполненного перевода на карточку жертвы, возможность устранить проблему с неожиданно списанными деньгами, история о преступниках, которые пытаются незаконно использовать карточку, угроза ”блокировки“ карточки и др. И, конечно же, по их словам, избежать всех этих неприятностей можно только сообщив ”сотруднику банка“ ваши персональные данные – реквизиты платежных карт, коды авторизации, пароли.

 

Также мошенники могут позвонить от имени службы безопасности банка и сообщить, что проводят расследование хищения денег клиента работником самого банка. При этом попросят не перезванивать в банк, поскольку звонок может помешать расследованию, и даже могут предупредить об ”уголовной ответственности“ за препятствование расследованию. Для убедительности мошенники будут ссылаться на произвольный номер статьи Уголовного кодекса. Далее звонок переключается на псевдо-сотрудника правоохранительных структур (милиции, прокуратуры и др.), который продолжит вводить вас в заблуждение.

 

Мошенники также могут предложить установить специальное приложение, которое на самом деле служит для удаленного управления устройством и позволяет получить доступ к счету клиента для несанкционированного перевода денежных средств.

 

Как обезопасить себя:

1. Важно всегда помнить, что сообщать кому-то информацию о своей банковской платежной карточке, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя.

2. Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета или каких нибудь неприятностях.

3. Уточните ФИО и должность звонящего и скажите, что перезвоните ему сами.

4. Положите трубку и наберите официальный номер банка сами. Но даже если у вас на телефоне высветился знакомый номер банка, ни в коем случае не делайте на него обратный звонок. Наберите номер колл-центра банка вручную. Телефон банка можно найти на обратной стороне банковской платежной карточки или на официальном сайте банка.

Проверьте себя! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые помогут оценить вашу финансовую грамотность, узнать свои пробелы и определить дальнейшие шаги для повышения своих компетенций в финансовой сфере. Это просто, интересно и полезно!
Противодействие мошенничеству

Проверьте свои знания о мошенниках в этом тесте.